Фонари навигационные, светильники КСО, фонари отличительные, светильники сигнальные, судовые и навигационные огни, судовые навигационные сигнально отличительные фонари - как их только не называют. Давайте разберёмся как же всё-таки они называются, кто и где их производит, на что обращать внимание при их подборе и попробуем ответить на другие вопросы возникающие у специалистов сталкивающихся в своей работе с сигнально-отличительными фонарями, их подборе, ремонте, закупке и прочих моментах когда появляется необходимость с ними работать.
В данной статье предлагаем поговорить на тему сигнально-отличительных фонарей, разобраться с основными их понятиями, типами и видами, терминологией, сходствами и различиями. Рассмотрим наиболее распространённые в России типы СОФ с лампой накаливания (либо их светодиодным аналогом с тем же цоколем) сертифицированными отечественными контролирующими органами, взаимозаменяемость фонарей различных производителей их ремонтопригодность. Поговорим о документации, необходимой для эксплуатации фонарей в России.
Сегодня обсуждаемый нами предмет называют по-разному: фонарь светосигнальный, светильник отличительный, навигационный огонь и т.д. Для дальнейшего обсуждения давайте примем единое наименование и сделаем это на основании документов и фактов.
Светотехнический прибор, перераспределяющий световой поток источника света с целью освещения, называется светильником. Светосигнальные приборы, устанавливаемые на всех судах для обеспечения безопасности мореплавания, получили наименование фонарей. Световая сигнализация, обеспечиваемая фонарями, служит для связи судов с берегом и между собой. Световые сигналы в различных сочетаниях имеют разное значение. (Справочник судового электротехника. Т.2. Судовое электрооборудование/Под ред. Г.И. Китаенко – 2-е изд., перераб. и доп. – Л.: Судостроение, 1980.) Самый известный (и единственный) производитель судовых сигнальных фонарей в СССР был завод «Сатурн» и у него он назывался (и называется сегодня) – фонарь сигнально-отличительный. Основываясь на данной информации принимаем и используем в дальнейшем следующую терминологию:
Фонарь сигнально-отличительный (СОФ) – это светосигнальный прибор устанавливаемый на всех судах для безопасности плавания;
Навигационный огонь — совокупность светотехнических приборов (СОФ), предназначенных для обозначения судна, указания его типа, а также характера движения или стоянки в ночное время
То есть обсуждая в данной статье СОФ, мы обсуждаем именно светотехнические-приборы, не огни, состоящие из них. Статей о навигационных огнях в интернете много, и вы можете без труда их найти, например, здесь
Количество навигационных огней, их комбинация и расположение на судне позволяют судоводителю определять тип встречного судна, его габариты, а также направление движения и предпринять необходимые действия для безопасного движения и маневра. Устройство, предназначенное для централизованного управления навигационными огнями, а также для контроля их состояния называется коммутатор сигнально-отличительных фонарей (КСОФ).
Все СОФ должны соответствовать требованиям правил МППСС-72, разработанных для предотвращения столкновения судов на море и внутренних водных путях. В соответствии с МППСС-72, все суда, в темное время суток, должны нести сигнально отличительные огни.
Так как все СОФ являются крайне важными и необходимыми устройствами, в первую очередь, для безопасности мореплавания, существует ряд условий необходимых для их эксплуатации. Ниже указаны основные из них.
Безопасная эксплуатация фонарей гарантируется их конструкцией и выполнением требований по заземлению. Установка устройств заземления на съемных деталях не допускается. Конструкция фонарей должна обеспечивать надежное крепление съемных частей, исключающее возможность их самопроизвольного выпадения при эксплуатации в условиях ударных и вибрационных нагрузок; удобный доступ к местам электрических соединений;многократное открытие и закрытие фонарей без специального инструмента и повреждения уплотнений. Сальники фонарей должны уплотняться специальным устройством или специальной массой при монтаже на месте.
- СОФ должны обеспечивать нормальную работу при температуре окружающей среды от –45 до 45°С;
- СОФ должны быть устойчивы к воздействию морского тумана;
- СОФ должны соответствовать группе условий эксплуатации в части воздействия механических факторов;
- СОФ должны безотказно работать при длительном крене судна 15° и дифференте до 5°, а также при бортовой качке до 40° с периодом качки 7-9 с и килевой качке – до 10° от вертикали;
- в аварийном режиме СОФ должны надежно работать при длительном крене судна до 22,5° и дифференте до 10°, а также при одновременном крене и дифференте (в указанных пределах);
- СОФ должны иметь степень защиты от воздействия окружающей среды IP56 и выше;
Контроль исполнения правил осуществляет Российский Морской Регистр Судоходства (РМРС) и Российский Речной Регистр (РРР).
На суда с различной длиной устанавливаются огни разной интенсивности и соответственно, с различной дальностью видимости. Дальность видимости огней должна составлять:
· для судов длиной 50 метров и более - 3 морские мили (топовый 6 миль);
· для судов длиной 12 метров и более, но менее 50 метров - 2 морские мили (топовый 5 морских миль или топовый 3 морские мили, если судно длиной менее 20 метров);
· для судов длиной менее 12 метров - 2 морские мили (бортовые огни 1 морская миля).
Для эксплуатации всех типов СОФ необходимо наличие разрешительных документов РМРС и/или РРР.
Для одобрения РМРС необходимы следующие документы:
1. Свидетельство о типовом одобрении (СТО) по форме 6.8.3
2. Свидетельство РМРС по форме 6.5.30 или 6.5.31
3. Паспорт изделия по форме предприятия-изготовителя
Для одобрения РРР необходимы эти документы:
1. Сертификат на изделие по форме РР-8.1
2. Паспорт изделия по форме предприятия-изготовителя
Все СОФ с лампой накаливания (или её светодиодным аналогом) отечественных и иностранных производителей различаются между собой по ряду признаков:
· По способу крепления – стационарные и подвесные;
· По цвету линзы – прозрачные, красные, зелёные, оранжевые, синие, молочные;
· По углу видимости – 112,5; 135; 180; 225; 360;
· По конструктивному исполнению – одинарные, сдвоенные;
· По напряжению питания – от 12 до 220 вольт;
· По мощности (для ламп накаливания) – 15, 25, 60, 65, 80, 85;
· По источнику света – лампа накаливания, светодиодная лампа;
· По типу патрона – E27, P28S, B15d (2Ш15), BAY15d, B22d (2Ш22), специальный;
· Па материалу корпуса – алюминиевый сплав, сталь, нержавеющая сталь, латунь, поликарбонат;
· По температуре окружающей среды – общеклиматические и арктические;
Обратим внимание, что перечислены наиболее встречающиеся в гражданском судоходстве признаки, для облегчения изложения и практического применения полученных из данной статьи знаний. Мы намеренно не указываем все возможные вариации т.к. их слишком много и вероятность их применения в повседневной гражданской практике крайне мала.
Типы патронов, применяемые в СССР назывались иначе, но по сути они те же, что и перечислены выше – Т34 (Е27), Н183 (Е27), Т80 (Е27), ЭП174 (2Ш22), 2Ш15-36МНКв (2Ш15), 2Ш22-250МФКв (2Ш22).
Теперь давайте разберёмся с замысловатыми (и не очень) названиями навигационных огней, именно огней, а не фонарей, но так как некоторые типы фонарей предназначены исключительно для обозначения этих огней, то и фонари называются соответственно, и некоторые производители пишут эти названия на фонарях, поэтому мы их и рассмотрим.
Топовый (ходовой) (masthead light) - белый огонь в носовой части судна на самой передней мачте и второй белый огонь в корме. Оба огня светят вперед на 225°, т. е. от диаметральной плоскости судна в каждую сторону на 112,5°. Топовый огонь располагается выше (отсюда и название top (анг.) – вершина), чем все другие огни и надстройки. Их расстояние друг от друга по горизонтали в три раза больше, чем по вертикали.
Бортовой правый (port side light) – зелёный огонь светит вперёд и вбок от диаметральной плоскости судна в секторе 112,5° так, что каждый сектор освещения бортового огня занимает ровно половину сектора освещения топового.
Бортовой левый (starboard light) – красный огонь, с тем же описанием, что и предыдущий.
Кормовой (stern light) - огонь белого цвета, расположенный в кормовой части судна. Светит назад в секторе 135° т. е. под углом 67,5° в каждую сторону от диаметральной плоскости судна так, что при любом маневре судна всегда видны или топовые, или кормовые огни, но никогда вместе.
Якорный круговой (anchor light) - огонь освещает дугу горизонта в 360° и виден со всех сторон. Обозначает стоянку судна на якоре.
Буксировочный (towing light) - огонь желтого цвета светит назад в секторе 135°.
Клотиковый (signal light) – огонь белого, красного, зелёного и синего цветов, светит вокруг в секторе 360° и предназначен для сигнализации в ночное время посредством азбуки Морзе.
Кильватерный (steering light) – огонь синего или белого цвета в секторе 7-10° предназначенный для удержания строя идущими друг за другом судами.
Гафельный (haffle light) – круговой 360° огонь красного цвета, для обозначения военного судна.
Флагманский (flagship light) – военный огонь белого света в секторе 135° обозначающий присутствие на борту старшего военноначальника.
Гюйсштоковый – огонь синего цвета. Предназначен для ориентировки рулевого при вождении судна.
Пожалуй, и хватит. Правда существует ещё много обозначений огней таких как: «рыболовный», «лишен возможности управляться», "ограничен в возможности маневрировать", «лоцманский», «водолазный», «тральный», «кильский» и прочие, но это, повторим ещё раз, названия для обозначения ОГНЕЙ и типы фонарей, используемые для их обозначения могут быть одни и те же, просто применяется различная конфигурация их расположения и цветов.
Устройство и конструкция СОФ.
Конструкция СОФ достаточно простая. В целом все они устроены по одному принципу и конструктивно отличаются друг от друга размером, количеством кабельных вводов и способом крепления (стационарные и подвесные). Ниже обобщённый рисунок с конструкцией СОФ.
Материал корпуса большинства современных СОФ – поликарбонат специального состава, разработанного для данного типа изделий. Он обладает высокой механической прочностью, устойчивостью к перепадам температур и воздействию внешних факторов. Наряду с ним также применяются алюминиевые сплавы и нержавеющая сталь.
Линзы и цилиндры изготовляются также из поликарбоната или из силикатного стекла определенной цветности или бесцветные. Кольцевые линзы Френеля применяются в тех СОФ где требуется увеличенная дальность видимости, цилиндры там, где в этом нет необходимости.
Сейчас в мире производятся фонари более сложных конструкций с добавлением функций ранее не присущих СОФ таких как: автономное питание (фонарь работает при отключении бортовой энергетической сети), саморегулирующийся подогрев внутреннего пространства фонаря (для арктических условий работы), возможность изменения цветовой гаммы света и интенсивности его излучения. Но эти все фишки применяются исключительно в светодиодных СОФ, а они тема уже другой статьи.
Ну а теперь давайте посмотрим, как выглядят современные (и не очень) СОФ, кто их производит и какие у них сходства и отличия.
В настоящее время в России есть несколько производителей СОФ с лампой накаливания в качестве источника света, их мы увидим ниже в сравнительных таблицах. Здесь только отметим, что производителей полного цикла производства всего два: всё тот же «Сатурн» - он находится в Москве и «Галс Плюс» в Костроме. Из сертифицированных в России иностранных производителей наиболее распространены фонари, производимые европейскими компаниями «Wiska» и «Aqua Signal». Китайские производители представлены компаниями «Liangzhou» и «Haixing». Также сертифицирован недавно зашедший на наш рынок недавно южнокорейский «DaeYang». Отечественные производители «Маринэк» и «СудоСвет» производят фонари по лекалам вышеуказанных китайских компаний поэтому их весовые и габаритно-присоединительные характеристики точно соответствуют их китайским аналогам. Вследствие этого ниже, мы сведём их в одну таблицу для удобства пользования.
Условно все СОФ можно разделить по типоразмеру на 3 группы (оговоримся, что это очень условное разделение, применяемое в повседневной практике, и мы его принимаем для простоты понимания): «Большие» - для судов длиной более 50 метров, «Средние» - для судов от 12 до 50 метров и «Малые» - для судов менее 12 метров. Реальные габаритные размеры визуально укладываются в данную «классификацию». И разделим все СОФ по конструктивному исполнению на «одинарные» и «двойные» (двухэтажные – даже такой сленг встречается)), что тоже делает их визуально легко отличимыми.
Начнём российских СОФ производства «Сатурн», как наиболее часто встречающихся на морских и речных судах, эксплуатируемых в России. Всю линейку данного производителя http://stzsaturn.ru/fonsign.html условно можно поделить по размеру на три вышеуказанные группы, но только в одинарном «одноэтажном» исполнении, сдвоенные фонари данный производитель не изготавливает. Маркировка данных СОФ состоит из трёх следующих друг за другом цифр (например, 559МВ-1 II), означающих тип фонаря, за ними буква (или две) означающая модификацию (на неё можно не обращать внимания, по модификациям (старым и новым) все СОФ данного производителя взаимозаменяемые, далее цифра через тире означает цвет (отсутствие цифры – бесцветный (прозрачный), 1 - зелёный, 2 – красный, 3 – желтый (оранжевый), 4 –синий, 5 – молочный (опаловый)). Следующая стоит римская цифра «I» или «II» либо «0» - это конструктивное исполнение фонаря по напряжению питания: «0» - 24/220, «I» – 220, «II» – 24 Вольт. В СОФ «малого» и «среднего» размерных рядов вместе с напряжением меняется и ламподержатель (патрон), в исполнении «I» это Е27, в исполнении «II» это 2Ш15. В СОФ «большого» размерного ряда ламподержатель (патрон) типа Е27 остаётся и в «I» и во «II» исполнениях (т.е. и для 24 и для 220 Вольт), конструктивно смещается вертикальная ось установки ламподержателя относительно оси центра фонаря чем достигается равномерность светораспределения фонарём при использовании ламп различного напряжения. Собственно, исполнение «0» означает всё вышеуказанное в предыдущем предложении (для «больших» фонарей, и 24 и 220, разница в оси установки) и почему некоторые «большие» фонари маркируются «I» и «II» исполнением, а некоторые «0» (хоть это одно и то же) непонятно, кто знает, напишите, обязательно дополним статью. Все СОФ светотехнического завода «Сатурн» производятся из алюминиевого сплава и имеют свои габаритно-присоединительные размеры не похожие ни на одного производителя в мире. Ниже приведена сравнительная таблица 1.1 ( стационарные одинарные СОФ для судов более 50 метров) наиболее распространённых типов фонарей производства «Сатурн» и наиболее схожих с ними аналогов зарубежных производителей. Отметим, что все однотипные фонари в таблице полностью взаимозаменяемые по своим габаритным и техническим параметрам, но с различными присоединительными размерами т.к. все указанные в таблице производители независимые друг от друга и представляют собой разные страны и разные стандарты производства.
Таблица 1.1
Назначение
|
Угол видим.
|
Даль- ность
|
Цвет
|
Сатурн
|
Wiska
|
Aqua Signal
|
DaeYang
|
Бортовой правый
|
112,5°
|
3n.m
|
З
|
557
|
SSB760
|
70 Starboard
|
A2P-ST
|
Бортовой левый
|
112,5°
|
3n.m
|
К
|
558
|
SBb760
|
70 Port
|
A2P-SP
|
Топовый
|
225°
|
6n.m
|
Б
|
559
|
T760
|
70 Masterhead
|
A2P-SM
|
Кормовой/ буксировочный
|
135°
|
3n.m
|
Б,Ж
|
560 949
|
H760 HS760
|
70 Stern
|
A2P-SS(Y)
|
Круговой
|
360°
|
3n.m
|
К,З,Б,Ж
|
938
|
AM760 AS760
|
70 Signalling
|
A2P-SW
|
Ниже приводим внешний вид и габаритно-присоединительные размеры СОФ указанных в таблице 1.1.
Фонарь сигнально-отличительный тип 559МВ производства "Сатурн".
Фонарь сигнально-отличительный Type T760 Wiska.
Фонарь сигнально-отличительный Type 70 Masterhead Aqua Signal/Glamox.
Фонарь сигнально-отличительный Type A2P-SM DaeYang.
Таблица 1.2 является продолжением таблицы 1.1 и в ней собраны одинарные СОФ для судов более 50 метров отечественных и китайских производителей изготовленных по одним лекалам с полным внешним сходством и полным совпадением габаритно-присоединительных размеров, вследствие чего мы их вынесли в отдельную таблицу. Т.е. все типы СОФ всех производителей в таблице 2 идентичны и взаимозаменяемы между собой и являются аналогами СОФ из таблицы 1, но не совпадают с ними по габаритам и крепёжным отверстиям.
Таблица 1.2
Назначение
|
Угол видим.
|
Даль- ность
|
Цвет
|
Haixing/ Liangzhou
|
Судосвет
|
Маринэк
|
Бортовой правый
|
112,5°
|
3n.m
|
З
|
CXH1-11P
|
ФСО2-1/З-2
|
МИРАН-СОФ БФ-1-1З- 01(02)
|
Бортовой левый
|
112,5°
|
3n.m
|
К
|
CXH2-11P
|
ФСО2-1/К-2
|
МИРАН-СОФ БФ-1-1К- 01(02)
|
Топовый
|
225°
|
6n.m
|
Б
|
CXH3-11P
|
ФСО2-1/Б-1 (К)
|
МИРАН-СОФ БФ-3-1Б- 01(02)
|
Кормовой/ буксировочный
|
135°
|
3n.m
|
Б,Ж
|
CXH4-11P
|
ФСО2-1/Б-3 (Ж)
|
МИРАН-СОФ БФ-4-1(Ж)- 01(02)
|
Круговой
|
360°
|
3n.m
|
К,З,Б,Ж
|
CXH6-11P
|
ФСО2-1/Б-4 (К,З)
|
МИРАН-СОФ БФ-6-1(К,З,Б)- 01(02)
|
Ниже чертёж и внешний вид СОФ из таблицы 1.2. Повторимся ещё раз - фонари всех производителей из таблицы 1.2 полностью одинаковые внешне и по присоединительным отверстиям поэтому чертёж и картинка соответствуют любому типу любого производителя из таблицы 1.2
Фонарь сигнально-отличительный Type CXH-11P Liangzhou/Haixing.
Далее, по той же схеме, сведём в таблицу 2.1 стационарные "сдвоенные", "большие" (для судов более 50 метров) СОФ европейских и южнокорейских производителей. Так же как и в таблице 1.1. все СОФ однотипные и взаимозаменяемые друг с другом, но разные внешне и по присоединительным размерам. СОФ производства "Сатурн" в этой таблице нет т.к. "сдвоенные" фонари данным производителем не изготовляются. В таблице 2.2. их китайские или отечественные аналоги, но все СОФ в таблице 2.2. совершенно одинаковые и внешне и по размерам и по креплению.
Таблица 2.1.
Назначение
|
Угол видим.
|
Даль- ность
|
Цвет
|
Wiska
|
Aqua Signal
|
DaeYang
|
Бортовой правый
|
112,5°
|
3n.m
|
З
|
DSSb760
|
70M Starboard
|
A2P-DP
|
Бортовой левый
|
112,5°
|
3n.m
|
К
|
DSBb760
|
70M Port
|
A2P-DT
|
Топовый
|
225°
|
6n.m
|
Б
|
DT760
|
70M Masterhead
|
A2P-DM
|
Кормовой/ буксировочный
|
135°
|
3n.m
|
Б,Ж
|
DH760 DHS760
|
70M Stern
|
A2P-DS(Y)
|
Круговой
|
360°
|
3n.m
|
К,З,Б,Ж
|
DAS760
|
70M Signalling
|
A2P-DW(R)
|
Ниже размеры и внешний вид СОФ из таблицы 2.1
Фонарь сигнально-отличительный сдвоенный/двойной Type DAS760 Wiska.
Фонарь сигнально-отличительный сдвоенный/двойной Type 70M Aqua Signal/Glamox.
Фонарь сигнально-отличительный сдвоенный/двойной Type A2P-D DaeYang.
Так же, как и в таблице 1.2 сведём СОФ разных производителей, но полностью идентичные в таблицу 2.2 "двойные" (СОФ для судов длиной более 50м). Ещё раз отметим, что таблица 2.2 является продолжением таблицы 2.1 и содержит аналоги СОФ из табл. 2.1, но сгруппированные по своей "одинаковости", т.е. все СОФ в табл. 2.2. совершенно одинаковые несмотря на то, что производители все разные.
Таблица 2.2
Назначение
|
Угол видим.
|
Даль- ность
|
Цвет
|
Haixing/ Liangzhou
|
Судосвет
|
Маринэк
|
Бортовой правый
|
112,5°
|
3n.m
|
З
|
CXH1-101P
|
ФСО2-2/З-2
|
МИРАН-СОФ БФД-1-2З- 01(02)
|
Бортовой левый
|
112,5°
|
3n.m
|
К |
CXH2-101P
|
ФСО2-2/К-3
|
МИРАН-СОФ БФД-2-2К- 01(02)
|
Топовый
|
225°
|
6n.m
|
Б
|
CXH3-101P
|
ФСО2-2/Б-1 (К)
|
МИРАН-СОФ БФД-3-2Б- 01(02)
|
Кормовой/ буксировочный
|
135°
|
3n.m
|
Б,Ж
|
CXH4-101P
|
ФСО2-2/Б-3 (Ж)
|
МИРАН-СОФ БФД-4-2(Ж)- 01(02)
|
Круговой
|
360°
|
3n.m
|
К,З,Б,Ж
|
CXH6-101P
|
ФСО2-2/Б-4 (К,З)
|
МИРАН-СОФ БФД-6- 2(К,З,Б)-01(02)
|
В таблицу 3.1 сводим стационарные "сдвоенные" СОФ "среднего размера" (для судов менее 50м РФ/Китай и до 20м ЕС). Так как СОФ такого типа не очень распространены в России и производителей их немного сведём их все в одну таблицу отметив при этом, что СОФ производства Haixing, Liangzhou и Судосвет совершенно одинаковые по техническим параметрам и габаритно-присоединительным размерам и полностью взаимозаменяемые, СОФ европейских производителей явлюяются их аналогами и допускают замену, но с переделкой мест крепления фонаря.
Таблица 3.1
Назначение
|
Угол видим.
|
Даль- ность
|
Цвет
|
Haixing/ Liangzhou
|
Судосвет
|
Wiska
|
Бортовой правый
|
112,5°
|
2n.m
|
З
|
CXH1-20S
|
ФСО2-1/З-2
|
AD426 G
|
Бортовой левый
|
112,5°
|
2n.m
|
К |
CXH2-20S
|
ФСО2-1/К-2
|
AD426 R
|
Топовый
|
225°
|
5n.m
|
Б
|
CXH3-20S
|
ФСО2-1/Б-1 (К)
|
-
|
Кормовой/ буксировочный
|
135°
|
2n.m
|
Б,Ж
|
CXH4-20S
|
ФСО2-1/Б-3 (Ж)
|
ADA426 R/G/W
|
Круговой
|
360°
|
2n.m
|
К,З,Б,Ж
|
CXH6-20S
|
ФСО2-1/Б-4 (К,З)
|
A426/AS426 R/G/B/Y
|
Так выглядят СОФ из табл. 3.1 производства Haixing, Liangzhou и Судосвет.
Фонарь сигнально-отличительный Type CXH-20S Liangzhou/Haixing.
а так производства Wiska:
Фонарь сигнально-отличительный Type 426 Combi Wiska.
В таблицу 4.1 сведены СОФ стационарные "среднего размерного ряда" (для судов длиной 12-50м) завода "Сатурн" и его отечественных и европейских аналогов.
Таблица 4.1
Назначение
|
Угол видим.
|
Даль- ность
|
Цвет
|
Сатурн
|
Wiska
|
Haixing/ Liangzhou
|
Судосвет
|
Бортовой правый
|
112,5°
|
2n.m
|
З
|
-
|
SSb500 G
|
CXH1-21P
|
ФСО1/З-2
|
Бортовой левый
|
112,5°
|
2n.m
|
К |
-
|
SBb500 R
|
CXH2-21P
|
ФСО1/К-2
|
Топовый
|
225°
|
5n.m
|
Б
|
641
|
T500 W
|
CXH3-21P
|
ФСО1/Б-1(К)
|
Кормовой/ буксировочный
|
135°
|
2n.m
|
Б,Ж
|
-
|
H500 W HS500 Y
|
CXH4-21P
|
ФСО1/Б-3 (Ж)
|
Круговой
|
360°
|
2n.m
|
К,З,Б,Ж
|
568 561
|
AS500 W/ R/G/Y/B
|
CXH6-21P
|
ФСО1/Б-4 (К,З)
|
Ниже идут картинки и чертежи СОФ из табл. 4.1. Для СОФ производства Haixing, Liangzhou и Судосвет картинка и чертёж одинаковые по причинам указанным выше.
Фонарь сигнально-отличительный стационарный тип 568В производства "Сатурн".
Фонарь сигнально-отличительный стационарный Type T500 Wiska.
Фонарь сигнально-отличительный стационарный Type CXH-21P Liangzhou/Haixing.
В таблице 5.1 собраны стационарные СОФ "малого размерного ряда" (для судов длиной менее 12м). Схема сохраняется прежней: все СОФ в данной таблице являются аналогами друг друга, но производители Haixing, Liangzhou, Маринэк и Судосвет делают полностью одинаковые изделия поэтому картинка и чертёж для них ниже приведены в одном файле, остальные производители изготавливают СОФ по собственным чертежам и поэтому отличаются внешне и по креплениям.
Таблица 5.1
Назначение
|
Угол видим.
|
Даль- ность
|
Цвет
|
Сатурн
|
Галс Плюс
|
Wiska
|
Haixing/ Liangzhou
|
Судосвет
|
Маринэк
|
Бортовой правый
|
112,5°
|
1n.m
|
З |
477
|
СОФ-900-02
|
SSb410 G
|
CXH1-3P
|
ФСО1К/З-2
|
МИРАН-СОФ Ф-1-З-01
|
Бортовой левый
|
112,5°
|
1n.m
|
К |
478
|
СОФ-900-03
|
SBb410 R
|
CXH2-3P
|
ФСО1К/К-2
|
МИРАН-СОФ Ф-1-К-01
|
Топовый
|
225°
|
2n.m
|
Б
|
372
|
СОФ-900-01 (К)
|
T410 W
|
CXH3-3P
|
ФСО1К/Б-1 (К)
|
МИРАН-СОФ Ф-3-3Б-01
|
Кормовой/ буксировоч.
|
135°
|
2n.m
|
Б,Ж
|
950
|
СОФ-900-04 (05)
|
H410 W
|
CXH4-3P
|
ФСО1К/Б-3 (Ж)
|
МИРАН-СОФ Ф-4-3 (Ж)-01
|
Круговой
|
360°
|
2n.m
|
К,З, Б,Ж
|
369
|
СОФ-900-06 (07,08,09)
|
A431 W AS431/426 R/G/Y
|
CXH6-3P
|
ФСО1К/Б-4 (К,З)
|
МИРАН-СОФ Ф-6-3 (З,Б)-01
|
Ниже приводим картинки и чертежи СОФ из таблицы 5.1
Фонарь сигнально-отличительный стационарный тип 477ЛВ производства "Сатурн".
Фонарь сигнально-отличительный стационарный тип СОФ-900-02 производства "Галс Плюс".
Фонари сигнально-отличительные стационарные Type 410, Type 431, Type 426 Wiska.
Фонарь сигнально-отличительный стационарный Type CXH-3P Liangzhou/Haixing.
В следующей таблице 6.1 собраны подвесные и стационарные менее распространенные СОФ зарубежных и отечественных производителей. Принцип формирования остаётся таким же как и в предыдущих таблицах - в строках указаны разные типы СОФ являющиеся аналогами друг друга, но с различным внешним видом и крепёжными размерами. И так же, как и в предыдущих случаях, все СОФ произведённые Haixing, Liangzhou и Судосвет полностью одинаковые (и внешне и по габаритно-присоединительным размерам) т.е.полностью взаимозаменяемые.
Таблица 6.1
Назначение
|
Угол видим.
| Даль- ность
| Цвет
| Сатурн
|
DaeYang
| Wiska
|
Haixing/ Liangzhou
| Судосвет
| Способ крепления
|
Клотиковый (head light)
| 360°
|
2n.m
| Б,К,З,С
|
565
|
|
| CXH5-1A
| ФСО6/Б (К,С,З) | стационар.
|
Якорный (anchor)
|
360°
| 3n.m
| Б,К
|
561
|
|
| CXH8-1 | ФСО7/Б (К) | стационар. |
Панамский (panama canal steering)
|
-
| 1n.m
| C
|
|
|
| CXH7
| ФСО7
| стационар. |
Аварийный (emergency)
|
360°
|
2n.m
|
Б,К,З
| 566, 567
|
| AS507 W/R/G/B
| CXH9-5
| ФСО10/Б (К,З) | подвесной
|
Морзе (morse signal)
|
360°
|
5n.m
| Б
|
| IM23(24)- 20BSC
|
| CXH6-21P
| ФСО13
| стационар. |
Сигнальный (signal)
| 360° | 3n.m
| Б,К,З | 936, 937
| | AS767 W/R/G/Y | CXH6-11P
| ФСО15/Б (К,З)
| подвесной
|
Кильватерный (steering)
| 7-10° | 2n.m
| С | 637
| | SL500 blue | CXH10-1
|
| стационар.
|
Круговой головной (head)
| 360° | 3n.m | Б,К,З,С | 565
| IS-PBC/ R/G/B/Y/W
| 2000/E27 C/R/G/B/Y
| CXH5-1A
| ФСО5/Б (К,З,С,З)
| стационар.
|
Сигнальный проблеск. (signal flashing)
| 360° | 3n.m | Б,К,З,С | | | ISL
| CXH17
| ФСО12/Б (К,З,Ж)
| стационар.
|
Ниже приводим картинки и чертежи СОФ из таблицы 6.1
Фонарь сигнально-отличительный клотиковый тип 565ЛВ производства "Сатурн".
Фонарь сигнально-отличительный стационарный Type CXH5-1A Liangzhou/Haixing.
Фонарь сигнально-отличительный стационарный Type CXH8-1 Liangzhou/Haixing.
Фонарь сигнально-отличительный стационарный для прохождения Панамского канала Type CXD7 Liangzhou/Haixing.
Фонарь сигнально-отличительный подвесной тип 566В производства "Сатурн".
Фонарь сигнально-отличительный подвесной Type CXH9-5 Liangzhou/Haixing.
Фонарь сигнально-отличительный подвесной Type AS507 Wiska.
Фонарь сигнально-отличительный стационарный для подачи сигнала Морзе Type IM23(24)-20BSC DaeYang.
Фонарь сигнально-отличительный стационарный кильватерный Type SL500 Wiska.
Фонарь сигнально-отличительный стационарный Type CXH10-1 Liangzhou/Haixing.
Фонарь сигнально-отличительный стационарный Type IS-P DaeYang.
Фонарь сигнально-отличительный стационарный Type 2000 Wiska.
Фонарь сигнально-отличительный стационарный Type ISL Wiska.
Фонарь сигнально-отличительный проблесковый стационарный Type CXH17 Liangzhou/Haixing.
Раз уж статья у нас про сигнально-отличительные фонари с лампами накаливания, то и ещё одна тема о которой нужно поговорить это применяющиеся в СОФ навигационные лампы накаливания. Сразу отметим, что они отличаются от обычных ламп накаливания. Во-первых типом цоколя. Самый популярный в мире (но не в России) тип цоколя для навигационных ламп (и СОФ соответственно) - P28s, в быту этот цоколь не применяется. Также у навигационных ламп характерное строение и способ крепления вольфрамовой нити, они специально разработаны для работы в условиях повышенной вибрации и с увеличенным сроком службы (попробуйте в шторм на мачте высотой 40 метров поменять лампочку)). На отечественных навигационных лампах производства "Лисма" на обычный с виду цоколь Е27 наносится перпендикулярная резьбе насечка для исключения самопроизвольного раскручивания лампы. На лампах меньшей мощности и размера, в основном применяется цоколь B15d или BA15d. Разница между ними в крепёжных выступах-фиксаторах - в "В" они параллельны, в "ВА" они смещены от параллели вверх и вниз вдоль линии оси цоколя. Наиболее распространённые типы ламп с различными видами цоколей можете увидеть на картинке ниже:
Прогресс не стоит на месте и светодиоды вытесняют лампы накаливания отовсюду. И из СОФ тоже. Современные фонари производятся без ламподержателей (патронов) с предустановленными внутри фонаря долговечными LED-модулями не требующими замены. Так как все СОФ представляют собой качественное, герметичное, погодоустойчивое изделие, то многие из них эксплуатируются много лет без ущерба для состояния фонарей и менять их на новые светодиодные СОФ не всегда экономически целесообразно. Но светодиодные лампы экономичнее и долговечнее ламп накаливания. Поэтому производители навигационных ламп быстро приспособились и начали выпускать навигационные светодиодные лампы. Выглядят они почти так же, как и лампы накаливания, но в светодиодном исполнении и с теми же самыми цоколями, что позволяет свободно эксплуатировать устаревающие СОФ с современными светодиодными лампами. Выглядит светодиодная навигационная лампа применяемая взамен традиционных навигационных ламп накаливания вот так:
Навигационная светодиодная лампа с цоколем P28s.
При выборе ламп для СОФ (и накаливания и светодиодных) всегда контролируем три параметра: мощность (W/Вт), напряжение (V/В) и тип цоколя. В разных СОФ для разных огней все три параметра могут быть различными.
Практически все виды СОФ ремонтопригодны. Наиболее изнашивающимися частями являются уплотнительная резина и линзы. Резину мы обсуждать не будем, а про линзы поговорим. Материалов из которых линзы изготавливаются два - это стекло и поликарбонат. Стекло обладает лучшей прозрачностью, устойчивостью к царапинам и долговечностью но оно очень хрупкое. Так как линза Френеля представляет собой ряд заострённых колец, то края этих колец даже при несущественном механическом воздействии откалываются, что снижает качество испускаемого фонарём света и инспектор Регистра не допускает повреждённое изделие к эксплуатации. Поликарбонатные линзы более устойчивы к механическим воздействиям и обладают меньшим, по сравнению со стеклом весом но имеют существенный недостаток в уменьшении со временем светопроводимости (попросту говоря мутнеют), что ухудшает световые характеристики СОФ. По принципу светопередачи линзы бывают двух типов - линза Френеля и цилиндр. Цилиндр - это гладкое стекло или поликарбонат цилиндрической формы. Линза Френеля тоже цилиндрической формы, но с нанесёнными по всей её высоте кольцами для концентрации светового пучка.
В СОФ "большого" размерного ряда (557, 558, 559, 936, 937, 938) производства "Сатурн" применяются два вида цилиндрических линз Френеля. Обозначаются они номером чертежа - 166/11М и 016.00.18. Визуальную разницу между ними можете увидеть на картинке. С точки зрения эксплуатационных характеристик разницы между ними нет и они абсолютно взаимозаменяемы, просто 016.00.18 это модификация старого чертежа 166/11М с сохранением диаметра и высоты.
Линзы Френеля черт.016.00.18 и черт.166/11М
В некоторых СОФ "большого" размерного ряда (например 560) производства "Сатурн" применяется цилиндр чертёж 169/4. Выглядит он вот так:
Цилиндр черт.169/4
В СОФ "среднего" размерного ряда (566, 567, 568) производства "Сатурн" применяются цилиндрические линзы Френеля чертёж 157/30. Ниже фото:
Линза Френеля черт.157/30
В СОФ "малого" размерного ряда (369, 372, 476, 477) производства "Сатурн" применяются линзы Френеля в форме колпака чертёж 372Л.00.02. Ниже фото:
Линза Френеля черт.372Л.00.02
В европейских СОФ "большого" размерного ряда (для судов более 50м) применяются, в основном, два вида цилиндрических линз Френеля. По высоте и диаметру они одинаковые, разница лишь в конструкции мест крепления линзы, её можно увидеть на фото ниже. Линзы для аналогичных фонарей китайских производителей и отечественных производимых по китайским лекалам абсолютно идентичны и взаимозаменяемы т.к. и китайцы, в свою очередь, скопировали свои СОФ с европейских. Выглядят они вот так:
Линза Френеля для сигнально-отличительных фонарей европейского (китайского) производства.
В некоторых сигнальных и проблесковых СОФ китайского производства типа CXH17 применяются линзы Фринеля в форме колпака. Выглядят они так:
Линза Френеля для проблесковых СОФ типа CXH17.
Вот вроде и всё. Надеемся статья будет полезна для Вас. Если заметили ошибки, неточности или предложения по дополнению статьи материалами пишите на почту
voronex@uprawa.ru Спасибо за то, что прочитали, за то, что заходите на сайт ГК "Амэо" ))