В данной статье предлагаем поговорить на тему сигнально-отличительных фонарей, разобраться с основными их понятиями, типами и видами, терминологией, сходствами и различиями. Рассмотрим наиболее распространённые в России типы СОФ с лампой накаливания (либо их светодиодным аналогом с тем же цоколем) сертифицированными отечественными контролирующими органами, взаимозаменяемость фонарей различных производителей их ремонтопригодность. Поговорим о документации, необходимой для эксплуатации фонарей в России.
Сегодня обсуждаемый нами предмет называют по-разному: фонарь светосигнальный, светильник отличительный, навигационный огонь и т.д. Для дальнейшего обсуждения давайте примем единое наименование и сделаем это на основании документов и фактов.
Светотехнический прибор, перераспределяющий световой поток источника света с целью освещения, называется светильником. Светосигнальные приборы, устанавливаемые на всех судах для обеспечения безопасности мореплавания, получили наименование фонарей. Световая сигнализация, обеспечиваемая фонарями, служит для связи судов с берегом и между собой. Световые сигналы в различных сочетаниях имеют разное значение. (Справочник судового электротехника. Т.2. Судовое электрооборудование/Под ред. Г.И. Китаенко – 2-е изд., перераб. и доп. – Л.: Судостроение, 1980.) Самый известный (и единственный) производитель судовых сигнальных фонарей в СССР был завод «Сатурн» и у него он назывался (и называется сегодня) – фонарь сигнально-отличительный. Основываясь на данной информации принимаем и используем в дальнейшем следующую терминологию:
Фонарь сигнально-отличительный (СОФ) – это светосигнальный прибор устанавливаемый на всех судах для безопасности плавания;
Навигационный огонь — совокупность светотехнических приборов (СОФ), предназначенных для обозначения судна, указания его типа, а также характера движения или стоянки в ночное время
То есть обсуждая в данной статье СОФ, мы обсуждаем именно светотехнические-приборы, не огни, состоящие из них. Статей о навигационных огнях в интернете много, и вы можете без труда их найти, например, здесь
Количество навигационных огней, их комбинация и расположение на судне позволяют судоводителю определять тип встречного судна, его габариты, а также направление движения и предпринять необходимые действия для безопасного движения и маневра. Устройство, предназначенное для централизованного управления навигационными огнями, а также для контроля их состояния называется коммутатор сигнально-отличительных фонарей (КСОФ).
Все СОФ должны соответствовать требованиям правил МППСС-72, разработанных для предотвращения столкновения судов на море и внутренних водных путях. В соответствии с МППСС-72, все суда, в темное время суток, должны нести сигнально отличительные огни.
Так как все СОФ являются крайне важными и необходимыми устройствами, в первую очередь, для безопасности мореплавания, существует ряд условий необходимых для их эксплуатации. Ниже указаны основные из них.
Безопасная эксплуатация фонарей гарантируется их конструкцией и выполнением требований по заземлению. Установка устройств заземления на съемных деталях не допускается. Конструкция фонарей должна обеспечивать надежное крепление съемных частей, исключающее возможность их самопроизвольного выпадения при эксплуатации в условиях ударных и вибрационных нагрузок; удобный доступ к местам электрических соединений;многократное открытие и закрытие фонарей без специального инструмента и повреждения уплотнений. Сальники фонарей должны уплотняться специальным устройством или специальной массой при монтаже на месте.
- СОФ должны обеспечивать нормальную работу при температуре окружающей среды от –45 до 45°С;
- СОФ должны быть устойчивы к воздействию морского тумана;
- СОФ должны соответствовать группе условий эксплуатации в части воздействия механических факторов;
- СОФ должны безотказно работать при длительном крене судна 15° и дифференте до 5°, а также при бортовой качке до 40° с периодом качки 7-9 с и килевой качке – до 10° от вертикали;
- в аварийном режиме СОФ должны надежно работать при длительном крене судна до 22,5° и дифференте до 10°, а также при одновременном крене и дифференте (в указанных пределах);
- СОФ должны иметь степень защиты от воздействия окружающей среды IP56 и выше;
Контроль исполнения правил осуществляет Российский Морской Регистр Судоходства (РМРС) и Российский Речной Регистр (РРР).
На суда с различной длиной устанавливаются огни разной интенсивности и соответственно, с различной дальностью видимости. Дальность видимости огней должна составлять:
· для судов длиной 50 метров и более - 3 морские мили (топовый 6 миль);
· для судов длиной 12 метров и более, но менее 50 метров - 2 морские мили (топовый 5 морских миль или топовый 3 морские мили, если судно длиной менее 20 метров);
· для судов длиной менее 12 метров - 2 морские мили (бортовые огни 1 морская миля).
Для эксплуатации всех типов СОФ необходимо наличие разрешительных документов РМРС и/или РРР.
Для одобрения РМРС необходимы следующие документы:
1. Свидетельство о типовом одобрении (СТО) по форме 6.8.3
2. Свидетельство РМРС по форме 6.5.30 или 6.5.31
3. Паспорт изделия по форме предприятия-изготовителя
Для одобрения РРР необходимы эти документы:
1. Сертификат на изделие по форме РР-8.1
2. Паспорт изделия по форме предприятия-изготовителя
Все СОФ с лампой накаливания (или её светодиодным аналогом) отечественных и иностранных производителей различаются между собой по ряду признаков:
· По способу крепления – стационарные и подвесные;
· По цвету линзы – прозрачные, красные, зелёные, оранжевые, синие, молочные;
· По углу видимости – 112,5; 135; 180; 225; 360;
· По конструктивному исполнению – одинарные, сдвоенные;
· По напряжению питания – от 12 до 220 вольт;
· По мощности (для ламп накаливания) – 15, 25, 60, 65, 80, 85;
· По источнику света – лампа накаливания, светодиодная лампа;
· По типу патрона – E27, P28S, B15d (2Ш15), BAY15d, B22d (2Ш22), специальный;
· Па материалу корпуса – алюминиевый сплав, сталь, нержавеющая сталь, латунь, поликарбонат;
· По температуре окружающей среды – общеклиматические и арктические;
Обратим внимание, что перечислены наиболее встречающиеся в гражданском судоходстве признаки, для облегчения изложения и практического применения полученных из данной статьи знаний. Мы намеренно не указываем все возможные вариации т.к. их слишком много и вероятность их применения в повседневной гражданской практике крайне мала.
Типы патронов, применяемые в СССР назывались иначе, но по сути они те же, что и перечислены выше – Т34 (Е27), Н183 (Е27), Т80 (Е27), ЭП174 (2Ш22), 2Ш15-36МНКв (2Ш15), 2Ш22-250МФКв (2Ш22).
Теперь давайте разберёмся с замысловатыми (и не очень) названиями навигационных огней, именно огней, а не фонарей, но так как некоторые типы фонарей предназначены исключительно для обозначения этих огней, то и фонари называются соответственно, и некоторые производители пишут эти названия на фонарях, поэтому мы их и рассмотрим.
Топовый (ходовой) (masthead light) - белый огонь в носовой части судна на самой передней мачте и второй белый огонь в корме. Оба огня светят вперед на 225°, т. е. от диаметральной плоскости судна в каждую сторону на 112,5°. Топовый огонь располагается выше (отсюда и название top (анг.) – вершина), чем все другие огни и надстройки. Их расстояние друг от друга по горизонтали в три раза больше, чем по вертикали.
Бортовой правый (port side light) – зелёный огонь светит вперёд и вбок от диаметральной плоскости судна в секторе 112,5° так, что каждый сектор освещения бортового огня занимает ровно половину сектора освещения топового.
Бортовой левый (starboard light) – красный огонь, с тем же описанием, что и предыдущий.
Кормовой (stern light) - огонь белого цвета, расположенный в кормовой части судна. Светит назад в секторе 135° т. е. под углом 67,5° в каждую сторону от диаметральной плоскости судна так, что при любом маневре судна всегда видны или топовые, или кормовые огни, но никогда вместе.
Якорный круговой (anchor light) - огонь освещает дугу горизонта в 360° и виден со всех сторон. Обозначает стоянку судна на якоре.
Буксировочный (towing light) - огонь желтого цвета светит назад в секторе 135°.
Клотиковый (signal light) – огонь белого, красного, зелёного и синего цветов, светит вокруг в секторе 360° и предназначен для сигнализации в ночное время посредством азбуки Морзе.
Кильватерный (steering light) – огонь синего или белого цвета в секторе 7-10° предназначенный для удержания строя идущими друг за другом судами.
Гафельный (haffle light) – круговой 360° огонь красного цвета, для обозначения военного судна.
Флагманский (flagship light) – военный огонь белого света в секторе 135° обозначающий присутствие на борту старшего военноначальника.
Гюйсштоковый – огонь синего цвета. Предназначен для ориентировки рулевого при вождении судна.
Пожалуй, и хватит. Правда существует ещё много обозначений огней таких как: «рыболовный», «лишен возможности управляться», "ограничен в возможности маневрировать", «лоцманский», «водолазный», «тральный», «кильский» и прочие, но это, повторим ещё раз, названия для обозначения ОГНЕЙ и типы фонарей, используемые для их обозначения могут быть одни и те же, просто применяется различная конфигурация их расположения и цветов.
Устройство и конструкция СОФ.
Конструкция СОФ достаточно простая. В целом все они устроены по одному принципу и конструктивно отличаются друг от друга размером, количеством кабельных вводов и способом крепления (стационарные и подвесные). Ниже обобщённый рисунок с конструкцией СОФ.
Материал корпуса большинства современных СОФ – поликарбонат специального состава, разработанного для данного типа изделий. Он обладает высокой механической прочностью, устойчивостью к перепадам температур и воздействию внешних факторов. Наряду с ним также применяются алюминиевые сплавы и нержавеющая сталь.
Линзы и цилиндры изготовляются также из поликарбоната или из силикатного стекла определенной цветности или бесцветные. Кольцевые линзы Френеля применяются в тех СОФ где требуется увеличенная дальность видимости, цилиндры там, где в этом нет необходимости.
Сейчас в мире производятся фонари более сложных конструкций с добавлением функций ранее не присущих СОФ таких как: автономное питание (фонарь работает при отключении бортовой энергетической сети), саморегулирующийся подогрев внутреннего пространства фонаря (для арктических условий работы), возможность изменения цветовой гаммы света и интенсивности его излучения. Но эти все фишки применяются исключительно в светодиодных СОФ, а они тема уже другой статьи.
Ну а теперь давайте посмотрим, как выглядят современные (и не очень) СОФ, кто их производит и какие у них сходства и отличия.
В настоящее время в России есть несколько производителей СОФ с лампой накаливания в качестве источника света, их мы увидим ниже в сравнительных таблицах. Здесь только отметим, что производителей полного цикла производства всего два: всё тот же «Сатурн» - он находится в Москве и «Галс Плюс» в Костроме. Из сертифицированных в России иностранных производителей наиболее распространены фонари, производимые европейскими компаниями «Wiska» и «Aqua Signal». Китайские производители представлены компаниями «Liangzhou» и «Haixing». Также сертифицирован недавно зашедший на наш рынок недавно южнокорейский «DaeYang». Отечественные производители «Маринэк» и «СудоСвет» производят фонари по лекалам вышеуказанных китайских компаний поэтому их весовые и габаритно-присоединительные характеристики точно соответствуют их китайским аналогам. Вследствие этого ниже, мы сведём их в одну таблицу для удобства пользования.
Условно все СОФ можно разделить по типоразмеру на 3 группы (оговоримся, что это очень условное разделение, применяемое в повседневной практике, и мы его принимаем для простоты понимания): «Большие» - для судов длиной более 50 метров, «Средние» - для судов от 12 до 50 метров и «Малые» - для судов менее 12 метров. Реальные габаритные размеры визуально укладываются в данную «классификацию». И разделим все СОФ по конструктивному исполнению на «одинарные» и «двойные» (двухэтажные – даже такой сленг встречается)), что тоже делает их визуально легко отличимыми.
Начнём российских СОФ производства «Сатурн», как наиболее часто встречающихся на морских и речных судах, эксплуатируемых в России. Всю линейку данного производителя http://stzsaturn.ru/fonsign.html условно можно поделить по размеру на три вышеуказанные группы, но только в одинарном «одноэтажном» исполнении, сдвоенные фонари данный производитель не изготавливает. Маркировка данных СОФ состоит из трёх следующих друг за другом цифр (например, 559МВ-1 II), означающих тип фонаря, за ними буква (или две) означающая модификацию (на неё можно не обращать внимания, по модификациям (старым и новым) все СОФ данного производителя взаимозаменяемые, далее цифра через тире означает цвет (отсутствие цифры – бесцветный (прозрачный), 1 - зелёный, 2 – красный, 3 – желтый (оранжевый), 4 –синий, 5 – молочный (опаловый)). Следующая стоит римская цифра «I» или «II» либо «0» - это конструктивное исполнение фонаря по напряжению питания: «0» - 24/220, «I» – 220, «II» – 24 Вольт. В СОФ «малого» и «среднего» размерных рядов вместе с напряжением меняется и ламподержатель (патрон), в исполнении «I» это Е27, в исполнении «II» это 2Ш15. В СОФ «большого» размерного ряда ламподержатель (патрон) типа Е27 остаётся и в «I» и во «II» исполнениях (т.е. и для 24 и для 220 Вольт), конструктивно смещается вертикальная ось установки ламподержателя относительно оси центра фонаря чем достигается равномерность светораспределения фонарём при использовании ламп различного напряжения. Собственно, исполнение «0» означает всё вышеуказанное в предыдущем предложении (для «больших» фонарей, и 24 и 220, разница в оси установки) и почему некоторые «большие» фонари маркируются «I» и «II» исполнением, а некоторые «0» (хоть это одно и то же) непонятно, кто знает, напишите, обязательно дополним статью. Все СОФ светотехнического завода «Сатурн» производятся из алюминиевого сплава и имеют свои габаритно-присоединительные размеры не похожие ни на одного производителя в мире. Ниже приведена сравнительная таблица 1.1 ( стационарные одинарные СОФ для судов более 50 метров) наиболее распространённых типов фонарей производства «Сатурн» и наиболее схожих с ними аналогов зарубежных производителей. Отметим, что все однотипные фонари в таблице полностью взаимозаменяемые по своим габаритным и техническим параметрам, но с различными присоединительными размерами т.к. все указанные в таблице производители независимые друг от друга и представляют собой разные страны и разные стандарты производства.
Таблица 1.1
Назначение |
Угол видим. |
Даль- ность |
Цвет | Сатурн | Wiska | Aqua Signal | DaeYang |
Бортовой правый |
112,5° | 3n.m | З | 557 | SSB760 | 70 Starboard | A2P-ST |
Бортовой левый |
112,5° | 3n.m | К |
558 |
SBb760 |
70 Port | A2P-SP |
Топовый | 225° | 6n.m | Б |
559 |
T760 | 70 Masterhead |
A2P-SM |
Кормовой/ буксировочный |
135° | 3n.m | Б,Ж | 560 949 |
H760 HS760 |
70 Stern | A2P-SS(Y) |
Круговой | 360° | 3n.m | К,З,Б,Ж |
938 |
AM760 AS760 |
70 Signalling |
A2P-SW |
Назначение |
Угол видим. |
Даль- ность |
Цвет | Haixing/ Liangzhou |
Судосвет | Маринэк |
Бортовой правый |
112,5° | 3n.m | З | CXH1-11P | ФСО2-1/З-2 | МИРАН-СОФ БФ-1-1З- 01(02) |
Бортовой левый |
112,5° | 3n.m | К | CXH2-11P |
ФСО2-1/К-2 | МИРАН-СОФ БФ-1-1К- 01(02) |
Топовый | 225° | 6n.m |
Б |
CXH3-11P |
ФСО2-1/Б-1 (К) |
МИРАН-СОФ БФ-3-1Б- 01(02) |
Кормовой/ буксировочный |
135° | 3n.m | Б,Ж | CXH4-11P |
ФСО2-1/Б-3 (Ж) |
МИРАН-СОФ БФ-4-1(Ж)- 01(02) |
Круговой | 360° | 3n.m |
К,З,Б,Ж |
CXH6-11P |
ФСО2-1/Б-4 (К,З) |
МИРАН-СОФ БФ-6-1(К,З,Б)- 01(02) |
Ниже чертёж и внешний вид СОФ из таблицы 1.2. Повторимся ещё раз - фонари всех производителей из таблицы 1.2 полностью одинаковые внешне и по присоединительным отверстиям поэтому чертёж и картинка соответствуют любому типу любого производителя из таблицы 1.2
Фонарь сигнально-отличительный Type CXH-11P Liangzhou/Haixing.
Назначение |
Угол видим. |
Даль- ность |
Цвет | Wiska | Aqua Signal | DaeYang |
Бортовой правый |
112,5° | 3n.m | З | DSSb760 | 70M Starboard | A2P-DP |
Бортовой левый |
112,5° | 3n.m | К | DSBb760 |
70M Port | A2P-DT |
Топовый | 225° | 6n.m |
Б |
DT760 |
70M Masterhead |
A2P-DM |
Кормовой/ буксировочный |
135° | 3n.m | Б,Ж | DH760 DHS760 |
70M Stern | A2P-DS(Y) |
Круговой | 360° | 3n.m |
К,З,Б,Ж |
DAS760 |
70M Signalling |
A2P-DW(R) |
Назначение |
Угол видим. |
Даль- ность |
Цвет | Haixing/ Liangzhou |
Судосвет | Маринэк |
Бортовой правый |
112,5° | 3n.m | З | CXH1-101P | ФСО2-2/З-2 | МИРАН-СОФ БФД-1-2З- 01(02) |
Бортовой левый |
112,5° | 3n.m | К | CXH2-101P |
ФСО2-2/К-3 | МИРАН-СОФ БФД-2-2К- 01(02) |
Топовый | 225° | 6n.m |
Б |
CXH3-101P |
ФСО2-2/Б-1 (К) |
МИРАН-СОФ БФД-3-2Б- 01(02) |
Кормовой/ буксировочный |
135° | 3n.m | Б,Ж | CXH4-101P |
ФСО2-2/Б-3 (Ж) | МИРАН-СОФ БФД-4-2(Ж)- 01(02) |
Круговой | 360° | 3n.m | К,З,Б,Ж | CXH6-101P |
ФСО2-2/Б-4 (К,З) |
МИРАН-СОФ БФД-6- 2(К,З,Б)-01(02) |
Назначение |
Угол видим. |
Даль- ность |
Цвет | Haixing/ Liangzhou |
Судосвет | Wiska |
Бортовой правый |
112,5° | 2n.m | З | CXH1-20S | ФСО2-1/З-2 | AD426 G |
Бортовой левый |
112,5° | 2n.m | К | CXH2-20S | ФСО2-1/К-2 | AD426 R |
Топовый | 225° | 5n.m |
Б |
CXH3-20S | ФСО2-1/Б-1 (К) |
- |
Кормовой/ буксировочный |
135° | 2n.m | Б,Ж | CXH4-20S | ФСО2-1/Б-3 (Ж) | ADA426 R/G/W |
Круговой | 360° | 2n.m |
К,З,Б,Ж |
CXH6-20S | ФСО2-1/Б-4 (К,З) |
A426/AS426 R/G/B/Y |
Назначение |
Угол видим. |
Даль- ность |
Цвет | Сатурн | Wiska | Haixing/ Liangzhou |
Судосвет |
Бортовой правый |
112,5° | 2n.m | З | - | SSb500 G | CXH1-21P | ФСО1/З-2 |
Бортовой левый |
112,5° | 2n.m | К |
- |
SBb500 R | CXH2-21P | ФСО1/К-2 |
Топовый | 225° | 5n.m |
Б |
641 |
T500 W |
CXH3-21P |
ФСО1/Б-1(К) |
Кормовой/ буксировочный |
135° | 2n.m | Б,Ж |
- |
H500 W HS500 Y |
CXH4-21P |
ФСО1/Б-3 (Ж) |
Круговой | 360° | 2n.m | К,З,Б,Ж | 568 561 |
AS500 W/ R/G/Y/B |
CXH6-21P |
ФСО1/Б-4 (К,З) |
Назначение |
Угол видим. |
Даль- ность |
Цвет | Сатурн | Галс Плюс |
Wiska |
Haixing/ Liangzhou |
Судосвет |
Маринэк |
Бортовой правый |
112,5° | 1n.m | З | 477 |
СОФ-900-02 |
SSb410 G | CXH1-3P | ФСО1К/З-2 | МИРАН-СОФ Ф-1-З-01 |
Бортовой левый |
112,5° | 1n.m | К | 478 |
СОФ-900-03 | SBb410 R | CXH2-3P | ФСО1К/К-2 | МИРАН-СОФ Ф-1-К-01 |
Топовый | 225° | 2n.m |
Б |
372 |
СОФ-900-01 (К) |
T410 W |
CXH3-3P |
ФСО1К/Б-1 (К) |
МИРАН-СОФ Ф-3-3Б-01 |
Кормовой/ буксировоч. |
135° | 2n.m | Б,Ж | 950 |
СОФ-900-04 (05) |
H410 W | CXH4-3P |
ФСО1К/Б-3 (Ж) |
МИРАН-СОФ Ф-4-3 (Ж)-01 |
Круговой |
360° | 2n.m |
К,З, Б,Ж |
369 |
СОФ-900-06 (07,08,09) |
A431 W AS431/426 R/G/Y |
CXH6-3P |
ФСО1К/Б-4 (К,З) |
МИРАН-СОФ Ф-6-3 (З,Б)-01 |
Ниже приводим картинки и чертежи СОФ из таблицы 5.1
Назначение |
Угол видим. | Даль- ность | Цвет | Сатурн |
DaeYang | Wiska |
Haixing/ Liangzhou | Судосвет | Способ крепления |
Клотиковый (head light) | 360° | 2n.m | Б,К,З,С |
565 | CXH5-1A | ФСО6/Б (К,С,З) | стационар. | ||
Якорный (anchor) | 360° | 3n.m | Б,К |
561 | CXH8-1 | ФСО7/Б (К) | стационар. | ||
Панамский (panama canal steering) |
- | 1n.m | C |
| CXH7 | ФСО7 | стационар. | ||
Аварийный (emergency) | 360° | 2n.m | Б,К,З | 566, 567 | AS507 W/R/G/B | CXH9-5 | ФСО10/Б (К,З) | подвесной | |
Морзе (morse signal) | 360° | 5n.m | Б | IM23(24)- 20BSC | CXH6-21P | ФСО13 | стационар. | ||
Сигнальный (signal) | 360° | 3n.m | Б,К,З | 936, 937 | AS767 W/R/G/Y | CXH6-11P | ФСО15/Б (К,З) | подвесной | |
Кильватерный (steering) | 7-10° | 2n.m | С | 637 | SL500 blue | CXH10-1 | | стационар. | |
Круговой головной (head) | 360° | 3n.m | Б,К,З,С | 565 | IS-PBC/ R/G/B/Y/W | 2000/E27 C/R/G/B/Y | CXH5-1A | ФСО5/Б (К,З,С,З) | стационар. |
Сигнальный проблеск. (signal flashing) | 360° | 3n.m | Б,К,З,С | ISL | CXH17 | ФСО12/Б (К,З,Ж) | стационар. |
В СОФ "среднего" размерного ряда (566, 567, 568) производства "Сатурн" применяются цилиндрические линзы Френеля чертёж 157/30. Ниже фото: